В наше время сайт является не просто визитной карточкой компании, но важным инструментом продвижения в интернете. Как правило, пользователи проводят на ресурсе не более нескольких минут, чтобы найти нужную информацию или товар. Важно, чтобы структура была логичной и удобной для использования, а посетитель за проведённое время нашёл искомый результат. В этой статье рассмотрим, почему важно наполнять ресурс новым контентом, какой должна быть структура, почему это является ключевым фактором для привлечения и удержания посетителей.

Разновидности структуры сайта

Структура сайта представляет собой организацию и распределение контента на веб-портале, которая включает в себя все разделы, их взаимосвязи, иерархию, навигационные элементы, ссылки. Хорошо спроектированная структура сайта облегчает навигацию для пользователей, а также поисковых систем, что может улучшить опыт пользователя и позитивно повлиять на SEO-продвижение.

Выделяются три типа структуры:

  • Линейная - это простая последовательность страниц, которые связаны между собой по порядку. Присуща небольшим проектам, например, продающим один продукт.
  • Матричная (блочная) – все элементы связаны между собой в виде матрицы, где каждая страница имеет связи с другими. Встречается редко, так как сложно реализовать, а результат не отличается от остальных типов.
  • Иерархическая - организована в виде дерева, где каждая страница имеет своих «потомков» и «родителей». Самый распространённый вариант, так как подходит и для небольших проектов, а крупным порталам такое содержание необходимо. Классическая структура сайта на примере интернет-магазина выглядит следующим образом:
Структура сайта

Почему важна правильная структура сайта

Есть несколько основных причин:

  • Пользовательский опыт. Правильное распределение облегчает навигацию для пользователей, помогают им быстро найти нужную информацию, улучшает их общее взаимодействие. Это, в свою очередь, даёт поисковым системам понимание того, что ресурс интересен посетителям и с большей вероятностью в будущем повысит поисковую выдачу.
  • SEO. Правильная структура сайта помогает поисковым системам лучше понимать контент, упрощает индексацию, что также влияет на позиции в поисковой выдаче.
  • Конверсия. Хорошо организованная структура помогает пользователям быстрее находить нужную информацию, повышает вероятность того, что они совершат целевое действие. Например, оформят заказ или заполнят форму.
  • Управление. Правильная структура сайта делает его более легким для управления и обновления, что может сэкономить время, уменьшить количество ошибок в дальнейшей работе.

На что влияет обновление структуры сайта?

Важно не только провести первичный анализ и разработку, необходимо постоянно её обновлять, добавляя новые разделы и страницы. Причины:

  • Предоставление пользователям больше информации и возможностей для взаимодействия с ресурсом. Это может привести к увеличению времени, проводимого на ресурсе, а также улучшению их удовлетворенности найденным материалом.
  • Возможность создавать больше страниц с уникальным контентом, что улучшит SEO. Поисковики положительно относятся к ресурсам, на которых заметно постоянное обновление и появление нового контента. Это сигнализирует о том, что сайт развивается, наполняется актуальной информацией.
  • Увеличение ссылочной массы, создание глубокой системы перелинковки.
  • Привлечение новой аудитории за счёт нового контента. Большее количество страниц увеличивает вероятность того, что пользователи найдут нужную информацию через поисковые системы.
  • Расширение уже готового проекта может улучшить восприятие бренда, предоставляя больше информации о продуктах или услугах компании, показывая её экспертность в своей области.
  • Большее количество информации может увеличить вероятность того, что пользователи останутся на сайте и совершат действия, такие как покупки или подписки.

Как сделать структуру сайта

Независимо от того, создаёте структуру продающего сайта либо информационного портала, алгоритм действий практически не отличается.

Сбор семантического ядра

Семантическое ядро - это набор ключевых слов и фраз, которые наиболее точно описывают тематику размещённого контента. Оно наиболее точно описывают содержание и цель, помогают поисковым системам понять, на какие запросы пользователей страница должна отвечать, позволяет улучшить релевантность контента для поисковых запросов, повысить позиции в выдаче.

Семантическое ядро может включать в себя как общие термины, так узкоспециализированные фразы, которые связаны с отдельной тематикой.

Для сбора семантики надо выполнить несколько действий.

  1. Изучить запросы пользователей, которые связаны с тематикой, определить основные ключевые слова и фразы с помощью инструментов для сбора ключей. Сделать это можно самостоятельно, например, с помощью Яндекс.Вордстат. Но такой метод подходит для небольших проектов, так как занимает много времени. Для крупного портала, например, сайта интернет-магазина, сбор семантики для создания структуры лучше делать с помощью специализированных сервисов, таки как Key Collector, SE Ranking и пр.
  2. Исключить повторы и ключи, которые не подходят по смыслу.
  3. Подобрать синонимы, связанные слова, чтобы расширить семантическое ядро.
  4. Разбить ключевые слова на категории и подкатегории, чтобы создать логическую структуру. Делается это с учётом нескольких факторов:
    • Частотность. Запросы с более высокой частотностью должны быть на страницах с более высоким уровнем вложенности.
    • Тип запроса. Ключи бывают коммерческие (призывают пользователя совершить определённое действие), информационные (предоставляют информацию читателю) и навигационные (направляют пользователя). Навигационные запросы рекомендуется использовать на главной и вспомогательных разделах («О компании», «Контакты», «Отзывы о нас» и т. д.). Коммерческие запросы подходят для разработки структуры продающего сайта, но их нужно разбавлять информационными (например, для блога, новостного раздела, описания товара или услуги).
    • Региональность. Важно учитывать локальные запросы, если сайт ориентирован на конкретный регион.

Анализ конкурентов

Конкурентный анализ - важный шаг для определения оптимального пути развития проекта. В разрезе построения правильной структуры сайта это делается после сбора семантического ядра.

  • В поисковике по основным запросам необходимо выявить как минимум 10 конкурентов. Это могут быть как крупные компании, так небольшие одностраничники, в зависимости от особенностей рынка.
  • Первоначально оцените дизайн, функциональность, контентное наполнение. Сделайте выводы о том, что работает, а что нет. Возможно, некоторые элементы излишни и лишь нагружают пользователя, при этом не несут практической пользы. Обратите внимание на то, как организован контент, какие есть категории и подкатегории, какие используются ключевые слова в заголовках и описаниях страниц. Упростить задачу можно с помощью таких сервисов, как Semrush, SimilarWeb, Serpstat, Megaindex.
  • В виде графики либо таблицы определите страницы и категории, которые есть на других ресурсах в топе выдачи.

Совет – для крупных порталов необязательно указывать каждую страницу, важно определить основные, такие как «Главная», «О компании/сайте», «Контакты», «Юридическая информация», а также категории, в которых размещаются целевые страницы.

Создание правильной структуры сайта

После сбора ключей и анализа конкурентов переходим к непосредственной разработке. Сделать это можно, например, в Excel либо другом удобном редакторе. Классический проект выглядит следующим образом:

Правильная структура сайта

На главной обязательно применение высокочастотных ключей, но не забывайте и о более нишевых. Также тут необходимо использовать брендовые фразы, особенно важно это требование для структуры продающих сайтов.

В категориях обычно применяются среднечастотные ключи, но это не аксиома – сейчас поисковики научились определять промежуточные страницы даже без большого текстового объёма. Пример – структуры сайтов крупных интернет-магазинов в топе выдачи Яндекса.

Обратите внимание – в большинстве случаев оптимально, если пользователь сможет перейти на любую интересующую его страницу максимум в три клика. При большем количестве показатель заинтересованности значительно теряется.

Советы при организации категорий:

  • Проводите разработку таким образом, чтобы в дальнейшем можно было добавлять новые страницы, не меняя всю цепочку целиком.
  • Проработайте возможность масштабирования – создания новых разделов внутри имеющихся.
  • Доступно и понятно назовите все разделы.
  • Избегайте дублей.
  • Закройте от индексации служебные страницы.
  • Сделайте корректный sitemap. Как пользователи, так поисковые роботы должны легко ориентироваться по страницам.

URL

Когда делаете структуру сайта, важно проработать URL. Он должен быть логичным и удобным для пользователей и поисковых систем, содержать ключевые слова, отражающие содержание страницы (без переспама). В общем случае, URL состоит из следующих элементов:

  1. Протокол: http или https.
  2. Доменное имя.
  3. Путь к странице: иерархия категорий, которые ведут к целевой странице.
  4. Сама страница.

Обратите внимание – при использовании нескольких слов в URL в качестве разделителя используйте дефис «-», нижнее подчёркивание «_» воспринимается поисковыми роботами как часть слова.

Навигация

Удобная навигация – это основное требование, которое выдвигается к структуре сайта. Выделим несколько моментов:

  1. Организуйте меню. Оно должно быть понятным, легкодоступным и содержать основные разделы. Разместите меню в верхней части страницы, чтобы пользователи легко находили его.
  2. Меню сайта
  3. Продумайте хедер. Хедер (шапка) – элемент, который пользователи видят постоянно. Сюда важно добавить основные навигационные компоненты.
  4. Шапка сайта
  5. Продумайте футер. Футер (подвал, низ страницы) не так часто виден пользователям, но если они до него долистали, значит заинтересовались продуктом и хотят найти больше информации.
  6. Футер сайта
  7. Используйте анкорные и безанкорные ссылки. Перелинковка позволяет пользователям быстро перемещаться по нужной странице, прокручивая до нужного раздела, либо переходить на другую интересующую страницу.
  8. Добавьте поиск. Поиск поможет пользователям быстро найти нужную информацию. Разместите поле поиска в верхней части страницы, чтобы оно было легко доступно.
  9. Поиск по сайту
  10. Используйте хлебные крошки. Хлебные крошки позволяют пользователям легко понять, где они находятся, из какой категории сюда попали и как вернуться к другим предложениям.
  11. Сделайте навигацию адаптивной. Навигация должна быть удобной и на мобильных устройствах. Разместите меню в вертикальном положении, добавьте возможность свернуть и развернуть его.
  12. Используйте яркие цвета. Цвета и кнопки должны быть контрастными и привлекательными, чтобы пользователи могли найти нужную информацию.
  13. Используйте иконки. В некоторых случаях, например, для крупных агрегаторов, иконки помогают пользователям быстро понимать, что находится в разделе, какую информацию они могут найти.

Заключение

Выполнение требований по организации удобной структуры сайта позволит решить сразу несколько задач: сделать понятной навигацию, поиск нужной информации пользователям, облегчить индексацию поисковым роботами, облегчить работу владельцу ресурса при внесении каких-либо изменений в дальнейшей работе.