SEO-маркетинг – это отлично работающий инструмент для привлечения клиентов и целевых пользователей, который, если очень постараться, можно освоить самостоятельно. В интернете есть множество бесплатных пошаговых инструкций, как продвинуть сайт в топ. Альтернативой самостоятельному изучению являются услуги от профессиональных агентств, но зачастую они – дорогие и требуют немало времени. Поэтому самостоятельное изучение СЕО не кажется странным, особенно, если вы знаете нишу, целевую аудиторию и конкурентов. И количество запросов на продвижение своими руками только растет.

Как и с любым ремеслом, с SEO-продвижением придется потратить не одну неделю на понимание основных механик и азов. А за это время можно было бы «отбить» бюджет, выделенный на работу профессионалов, получив при этом полноценный результат. Статистика лишь подтверждает это – достаточно заглянуть в портфолио SEO-агентств и узнать, сколько сайтов было реанимировано после горе-оптимизаторов.
Знать что-то и делать это каждый день – две разные вещи. В SEO это выражается особенно ярко – это область, в которой одной теории недостаточно. Поэтому доказывать эффективность продвижения можно только цифрами и фактами, опасаясь заблуждений по поводу доступности и простоты СЕО.
Как работает SEO-продвижение?
Поисковая оптимизация – это комплекс мер, направленный на улучшение позиций сайта в Яндекс или Гугл. СЕО помогает привлечь пользователей и обойти конкурентов, доработав ресурс с учетом требований поисковиков. Можно выделить 10 основных этапов продвижения:
- Аудит сайта.
- Анализ запросов, включая конкурентов.
- Сбор семантического ядра по тематике ресурса.
- Внутренняя и внешняя оптимизация сайта.
- Создание полезного и уникального контента для страниц.
- Наращивание естественной ссылочной массы.
- Проработка юзабилити сайта.
- Привлечение информационного трафика через блог, социальные сети, форумы и т.д.
- Разработка мобильной версии сайта.
- Анализ достигнутых результатов и корректировка стратегии для дальнейших работ.
Если вы готовы самостоятельно познать все эти фундаментальные факторы и постоянно развиваться в области – тогда СЕО станет достижимой задачей. Но у большинства людей нет столько времени и усилий, необходимых для успешного продвижения сайта. Они заняты собственным бизнесом, сотрудниками и более важными задачами. Изучение SEO-инструментов для них – не в приоритете.
Но что делать, если бюджет не позволяет нанять профессионалов? Нужно не только понимать базовые механики SEO, но и разбираться в области лучше других. Создание стратегии раскрутки сайта – это долгосрочный процесс, требующий постоянного контроля и анализа. Алгоритмы Google и Яндекс при этом – довольно сложные и постоянно обновляются. Не стоит забывать и про конкурентов – они тоже не стоят на месте, стараясь занять лучшие позиции. Поэтому даже самую эффективную стратегию нужно дорабатывать, уделяя много времени и усилий анализу различных решений.

SEO – сложный процесс, который невозможно познать через руководство для «чайников». Он требует своевременного принятия стратегических решений, позволяющих обойти конкурентов. У тех же, кто начинает самостоятельно изучать SEO-продвижение, зачастую не хватает терпения дождаться результатов. Поэтому многие компании соблазняются «серыми» методами раскрутки, надеясь на быстрый рост позиций. Однако поисковые роботы давно научились распознавать и наказывать таких пользователей – вплоть до полного исключения ресурса из выдачи Google или Яндекс.
Самостоятельное продвижение: краткое руководство
Если вы все же решились на самостоятельное продвижение – нужно знать основы оптимизации. Помимо обязанностей по SEO, вам придется взять на себя работу следующих специалистов:
- копирайтера;
- программиста;
- дизайнера;
- контент-менеджера.
Делать всю работу за четырех человек будет сложно – может элементарно не хватать времени. Поэтому по возможности стоит отдать что-то на аутсорс.
Шаг 1. Семантическое ядро
В первую очередь при самостоятельном поисковом продвижении нужно понять, какие релевантные запросы актуальны для аудитории сайта. Для этого составляют потрет потребителя: пол, возраст, интересы, потребности. Представьте, что вы сами ищете свои товары или услуги – какой запрос введете в поисковую строку?
В качестве примера приведем сайт по продаже корейской косметики. Для начала найдите в «Яндексе» информацию по запросу «корейская косметика». Так можно узнать, что интересует пользователей по данной тематике. Как видно, одним из самых популярных запросов стал «корейская косметика интернет-магазин». Также люди часто ищут средства для лица.

Следующий шаг при составлении семантического ядра – просмотр статистики ключевых слов в Яндекс.Вордстат. Этот сервис позволяет оценить пользовательский интерес к конкретным тематикам. После ввода на странице отобразятся наиболее популярные запросы. Для самостоятельного продвижения достаточно использовать самые частотные.

Не лишним будет изучить фразы, по которым показывают ваш сайт. В этом поможет статистика Google Analytics и Яндекс.Метрики.
Шаг 2. Оформление главной страницы
Главная страница – это обычно первое, что видит пользователь при посещении сайта. Будет ли она понятна, красива и удобна? От этого зависит желание аудитории остаться на сайте или уйти с него к конкурентам. Контент на главной странице при этом должен быть не только полезным, но и оптимизированным.
Первый по популярности запрос стоит использовать в Title – заголовке сайта, который показывается на вкладке в браузере. Как правило, он отражает название компании, основные услуги или товары. По сути – это визитная карточка для пользователя, которую видно еще до захода на сайт. Абстрактные варианты по типу «Главная страница» не подойдут, но и перегружать заголовок запросами не стоит. В идеале – 100-150 символов, не более 12 слов.
Еще один важный элемент главной страницы – метатег Description. Это небольшое описание страницы (до 250 символов). При правильном заполнении Description попадет в сниппет, за счет чего пользователи будут обращать больше внимания на ваш сайт. Его текст также должен содержать главный запрос, но без переспама.
Остальной контент стоит добавлять после того, как изучите сайты конкурентов-лидеров по запросам из поисковой выдачи в вашей тематике.
Шаг 3. Анализ конкурентов
Практически любая ниша бизнеса занята более опытными игроками, у которых есть чему поучиться. Изучение особенностей конкурентов позволит найти новые идеи, которые помогут еще больше улучшить качество и эффективность. Для их поиска по конкретным запросам используют сервисы Liveinternet, Hotlog, «Рамблер/топ100» и «Рейтинг@Mail.ru».
Проанализировать семантику, источники трафика, рекламу и другую полезную для самостоятельного продвижения информацию можно с помощью разных сервисов: Serpstat, SimilarWeb, SEMrush, SpyWords. Все они доступны бесплатно, но с ограниченным функционалом. На платной основе сервисы помогут не только собрать статистику для анализа, но и составить структуру сайта, выбрать маркетинговые инструменты, определиться с юзабилити будущих страниц.
Шаг 4. Внутренняя оптимизация
Каждая страница сайта должна содержать релевантный (соответствующий интересам пользователей) контент – только так можно повысить свои позиции в результатах поиска. Наиболее популярные запросы стоит использовать при наполнении главной страницы, а ключи средней популярности – во внутренних страницах в соответствии с содержимым.
Сами текстовые материалы можно писать самостоятельно или доверить копирайтеру, который подготовит тексты по ТЗ. В любом случае, при работе с контентом важно соблюдать следующие правила:
- Тексты должны нести пользу для целевой аудитории. В этом случае поисковики полюбят сайт, и вы будете получать больше заинтересованных посетителей.
- Запросы использовать не только в прямом вхождении, но и в разбавленном с другими словами. Не лишним будет добавить их в теги alt и title в тематической картинке на странице.
- Не забывать про оформление. Наличие маркированных и нумерованных списков, изображений и другого контента пойдет только на пользу. Например, при оформлении блога интернет-магазина в статьях-обзорах можно использовать товары из каталога. Так контент станет нагляднее и подтолкнет читателя к покупке.
Создавайте контент, который будет полезен пользователям, отвечайте на их вопросы и решайте их проблемы. Казалось бы, прописные истины, но на деле владельцы сайтов редко задумываются об этом при поисковом продвижении.
Важно отметить, что выше перечислены лишь базовые работы, которые необходимо провести. А сколько еще нужно сделать по технической оптимизации, работе с кодом, закупкой ссылок, улучшеним поведенческих факторов и так далее. Инструкция по самостоятельному продвижению сайта, если расписывать все шаги поэтапно с пояснением что это и зачем делается, займет целую книгу. Так что в небольшой статье невозможно рассказать, как же продвинуть сайт самому.
Дорого ли обойдется SEO своими руками?
Есть несколько причин, подталкивающих к самостоятельному изучению поисковой оптимизации:
- желание сэкономить;
- боязнь стороннего вмешательства в бизнес-процессы;
- недоверие подрядчикам, негативный опыт работы с подрядчиками по СЕО.

То есть, владельцы бизнеса хотят усидеть на двух стульях. Но возможно ли это? Ведь SEO-специалисту потребовалось несколько лет для освоения базовых механик и навыков поискового маркетинга. И это было полноценное обучение – с наставниками, которые доказали свою эффективность на практике. Профессионалы в области SEO способны принести первые плоды уже через несколько недель, подняв позиции сайта в выдаче.
Если обученному специалисту нужно столько времени для продвижения сайта, то каких успехов можно ждать от пошагового изучения после нескольких вебинаров? Только компетентность и опыт имеют ключевое значение в SEO. Самостоятельные же попытки зачастую приводят лишь к потере ресурсов, которые можно было потратить на услуги обученных SEO-специалистов. По инструкциям в интернете вряд ли можно добиться каких-то значимых результатов, а обучение обойдется очень не дешево, иногда сравнимо даже со стоимостью продвижения в месяц.
Наименование курсов | Цена в месяц, руб. | Продолжительность, мес. | Итоговая стоимость обучения, руб. |
Yandex |
15 500 |
8 |
124 000 |
Skillbox |
3 442 |
5 |
17 210 |
GeekBrains |
2 766 |
12 |
33 192 |
Академия интернет-маркетинга «Ашманов и партнеры» |
22 000 |
2 |
44 000 |
К чему может привести самостоятельное изучение SEO?
Занимаясь оптимизацией своими руками, помните – ваши конкуренты могут воспользоваться услугами профессиональных агентств. Достигнутые с их помощью результаты лишат вас целевой аудитории и прибыли. Более того, закупка неподходящих ссылок и контента – это пустая трата не только денег, но и драгоценного времени.

Без соответствующих знаний, опыта и навыков очень просто сделать неправильный выбор, не понимая при этом, как достигнуть измеримого результата от SEO-продвижения своими руками. Также высок риск штрафных санкций – поисковые роботы могут наложить фильтр за подозрительные действия по оптимизации. Дальнейшее восстановление потерянных позиций потребует значительных затрат.
В каких случаях от самостоятельного SEO-продвижения будет толк?
Самостоятельная оптимизация будет прибыльной, если:
- ниша не занята конкурентами;
- основной поток аудитории проходит через социальные сети;
- вы – популярный и раскрученный вне интернета бренд, о котором и так все знают.
Многим владельцам интернет-магазинов идея самостоятельного продвижения кажется идеальной при ограниченном бюджете, однако лучше доверить эту задачу профессионалам. Агентства с обученными специалистами знают, как поднять сайт в ТОП поисковиков и привлечь целевых пользователей. Затрат при этом будет существенно меньше, чем при самостоятельных работах, а окупаемость - выше.