Ежедневно миллиарды людей ищут что-нибудь в интернете. И почти весь этот органический трафик поделен между двумя поисковыми системами: Яндекс и Google. Каждый отправляемый запрос при этом содержит определенный интент – цель, которую стремится достичь пользователь при поиске. Именно поэтому SEO по позициям – это один из популярных способов продвижения сайта.. Давайте рассмотрим подробнее, что это за зверь и с чем его едят.

В чем суть продвижения по позициям?
Цель раскрутки по позициям – попасть в ТОП, т.е. на первые строчки выдачи поисковых систем. Оплата при этом происходит за выход в топ-3, 5 или 10 по приоритетным запросам. Ниже десятой строчки попадать смысла практически нет – большая часть пользователей не заходит дальше первой страницы выдачи.
Главное при продвижении по позициям – не распыляться и работать с небольшим списком основных запросов. В этом случае эффект при успешной раскрутке останется надолго – органический трафик будет идти автоматически при выходе в топ. Но стоит настроиться на работу вдолгую – ощутимые результаты будут видны через 5-6 месяцев активного продвижения.
Какому бизнесу выгодно SEO по позициям?
Для успешного продвижения по позициям важен определенный пул запросов. Поэтому такой метод раскрутки будет неэффективен для бизнеса с большим перечнем товаров и/или услуг. Использовать SEO по позициям стоит следующим сайтам:
- Небольшие корпоративные сайты.
- Ресурсы с узкой тематикой.
- Сайты, на которых представлено небольшое количество товаров и/или услуг.
- Имиджевые ресурсы, на которых емко, кратко и доступно дана информация о бренде.
В целом, продвижение по позициям будет полезно небольшим сайтам, состоящим из 10-15 страниц с минимальным объемом контента и ключевыми запросами. Особенно, если основная цель бизнеса – создание и поддержание положительного образа.
Этапы продвижения в топ 10
Шаг 1. Сбор семантики
Семантическое ядро позволяет выбрать наиболее эффективные запросы для продвижения в топ. В первую очередь надо понять, кто входит в целевую аудиторию, и что они будут искать.
Для этого достаточно задать несколько вопросов:
- что интересует пользователей в нише?
- какие проблемы решают предложенные товары или услуги?
- с кем придется конкурировать за внимание аудитории?
Ответы на эти вопросы помогут сформировать представление о возможных запросах, получить дополнительные варианты ключей и узнать уровень конкуренции. Остальное – дело техники и работа SEO-специалиста.

Шаг 2. Оптимизация контента
После составления приоритетных запросов их нужно внедрить в контент сайта. При оптимизации важно проработать все элементы страницы, среди которых:
- Title. Тэг, по которому поисковики понимают фактическое значение страницы. Добавлять в него запросы надо аккуратно, избегая санкций Яндекса или Google. Примерная длина Title – 55-70 символов.
- Description. Еще один мета-элемент HTML, являющийся дополнительной рекламой сайта. Его задача – побудить пользователей кликнуть по ссылке. Как и Title, не отображается на странице.
- Текст. Самому контенту на странице стоит уделить основное внимание. Алгоритмы поисковиков проверяют естественность запросов в зависимости от тематики сайта, измеряют процент заспамленности и ценят уникальность. Но главное – контент должен быть полезным и интересным.
- URL-адрес. Красивый, человекопонятный адрес положительно влияет на пользовательский опыт. Им удобнее делиться, а при прочтении сразу понятно, о чем страница. Включать в URL запросы нужно в минимальном количестве. Главное убедиться, что используется правильный постраничный 301 редирект.
- Атрибуты Alt. Альтернативный текст для изображений важен с точки зрения удобства пользователей. Поисковым системам этот тэг позволяет узнать, о чем страница. Использовать запросы в нем не обязательно, достаточно дать полное и точное описание картинки.
Шаг 3. Техническая оптимизация сайта
На этом этапе продвижения по позициям устраняют ограничения в индексации и ранжировании сайта. Акцент делают на улучшении нескольких факторов:
- Скорость загрузки. Влияет на конверсию и поведенческие факторы: глубину просмотра и количество отказов. Чем быстрее загружаются страницы сайта, тем лучше для пользователей и поисковых систем.
- Адаптация сайта под мобильные устройства. Согласно исследованию We Are Social и Hootsuite, смартфонами пользуется более 60% мирового населения. В поисковиках при этом мобильный трафик может даже превышать десктопный. Поэтому все страницы сайта должны корректно отображаться на мобильных устройствах.
- Редиректы. Важно, чтобы из индексации были убраны неактуальные, несуществующие или ненужные страницы. Полезен редирект в случае, если адреса страниц меняются по техническим причинам и нужно перенаправить пользователей на новый URL.
- Ссылки на страницы с 404 ошибкой. Избавляться от них нужно как можно быстрее, сокращая вероятность ухода пользователей с сайта.
- Robots.txt. В этом текстовом файле содержатся инструкции для поисковых роботов, а конкретнее: какие страницы нужно сканировать. Важно понимать, что это лишь список рекомендаций, не предназначенный для управления индексированием сайта.
- Sitemap.xml. Карта, помогающая поисковым роботам понять структуру страниц и правильно найти их содержимое. Особенно важна проработка Sitemap.xml для сайтов, которые созданы недавно и не имеют достаточной внешней ссылочной массы.

Шаг 4. Проработка поведенческих факторов ранжирования
Поведенческие факторы характеризуют поведение пользователей. С их помощью Яндекс или Google понимают, насколько удобен и полезен сайт. К основным поведенческим факторам относятся:
- Время, проведенное на сайте. Логично, что чем более интересен и привлекателен контент, тем дольше будет сессия пользователя. Однако такое поведение может быть вызвано запутанной навигацией или сложной структурой, поэтому поисковики учитывают все факторы комплексно. Показатель при этом зависит от тематики: для сайта заказа еды и интернет-магазина он будет различаться.
- Глубина просмотра. Показатель, отражающий число просмотренных за сессию страниц. Учитывается поисковыми системами при ранжировании, влияет на позиции в выдаче и общий рейтинг ресурса.
- Показатель отказов. Показывает соотношение числа посетителей сайта к количеству ушедших со страницы после открытия сайта. Высокий показатель отказов – это повод задуматься о том, что содержание страницы не отвечает запросам аудитории. Проблема также может быть в неудобном дизайне.

При анализе и проработке поведенческих факторов важно учитывать их в совокупности, руководствуясь в первую очередь логикой. Например, если аудитория не задерживается в интернет-магазине, возможно, она просто быстро находит нужный товар и делает покупку.
Шаг 5. Проработка коммерческих факторов ранжирования
Коммерческие факторы позволяют не только ранжироваться в топ-10 поисковой выдачи, но и увеличить конверсию. Их задача – сделать заказ услуги или покупку товара удобнее. Алгоритмы Google и Яндекса уделяют достаточно большое внимание коммерческим факторам – без них практически невозможно занять высокие позиции. Поэтому нужно проработать следующие элементы страниц:
- контактная информация;
- корзина (для интернет-магазинов) или форма заявки (для сайтов услуг);
- формы расчета стоимости (для сайтов, где это актуально);
- ассортимент;
- условия оплаты/доставки;
- стоимость;
- категории/подкатегории;
- фильтры по товарам или услугам;
- скидки/акции;
- фотографии продукции;
- отзывы
В зависимости от ниши могут быть и другие коммерческие факторы. Главное – уделить внимание всем элементам страницы. Это ключ к высоким позициям в топе и росту трафика.
Преимущества и недостатки продвижения по позициям
Как и другие методы продвижения в топ выдачи, раскрутка по позициям имеет свои достоинства и недостатки. В число первых входят:
- более низкая цена оптимизации и клика;
- дополнительный бесплатный трафик за счет проработки не только высокочастотных, но и среднечастотных и низкочастотных запросов;
- долгосрочный эффект при попадании сайта в топ выдачи;
- рост конверсии от привлечения целевого трафика;
- оплата только за результат, а именно за выход в топ-10
Недостатки продвижения по позициям связаны с особенностями SEO. Например, не стоит ждать быстрого результата, в топ через неделю вы не попадете. Ощутимый эффект будет заметен спустя 5-6 месяцев работы.

Чем отличается SEO по позициям от трафикового продвижения?
Продвижение по трафику предполагает проработку гораздо большего количества запросов. Основная задача при этом – получить максимум переходов. В SEO по позициям приоритет отдают нескольким десяткам слов, по которым сайт будет выводиться в топ. Такие ограничения помогают добиться увеличения конверсии даже по 2-3 запросам. Например, если вы предлагаете услуги такси или эвакуатора.
Помимо этого, различаются KPI. В продвижении по трафику основная цель – получить стабильный приток пользователей с поисковиков. А в раскрутке по позициям – занять определенный топ в выдаче.
При этом важно не зацикливаться на одном типе продвижения, а работать комплексно, с учетом особенностей ниши. Не знаете, как это лучше сделать? Обращайтесь, и мы составим индивидуальную комплексную стратегию продвижения, ориентированную именно под ваш бизнес. Она будет включать не только раскрутку по позициям, но и проработку других каналов для привлечения аудитории. Над вашим проектом будет работать целая команда специалистов, главная задача которой – рост трафика и конверсий уже в первые 3-4 месяца продвижения.