#антиконвейер с гибкими условиями работы
hello@hotheads.su 8 800 350-14-83
SEO - оптимизация

Разбираемся в SEO терминах. Как научиться разговаривать на непонятном языке специалиста по поисковой оптимизации

/ 25.03.2022
Время чтения: 10 минут
Содержание

Как и любая самостоятельная сфера бизнеса, SEO стало неотъемлемой частью жизни практического любого человека, пытающегося хоть раз наладить продажи в online отрасли. Если Вы прошли испытание созданием собственного сайта и уже уверено можете отличить термин back-end от backup, то скорее всего вас ждет новая волна непонятных слов, которые стоит вводить в свой обиход для того, чтобы без «переводчика» и «гуглежа» общаться со специалистом, который будет продвигать Ваш сайт в поисковой выдачи или вести контекстную рекламу.

CTR в SERP низкий, потому что сниппет не информативен, необходимо переписать мета-теги title и description, внедрить микроразметку Schema.org чтобы исправить показатели. А еще у вас был закрыт блок текста тегом noindex что сказалось на просадке по ТОПу, при этом много внешних ссылок на странице не запрещены тегом rel="nofollow", что передаёт ссылочный вес другим сайтам, а так же сказывается на расходе краулингового бюджета. Параллельно подключаем PPC, обозначаем реальный KPI по органике и в конце месяце высылаем дашборд с итогами достижения результатов.

Фото статьи 1

Если все выше указанное для Вас это простой набор не связных между собой слов или возникло ощущение что Вас пытаются мягко «послать», то скорее всего пора начинать разбираться в терминологии или как минимум освежить свои уже имеющиеся знания. Мы постарались разобрать наиболее популярные и часто встречающиеся формулировки, которые позволят общаться на равных с SEO специалистами, контекстологами и всеми, кто работает в направлении интернет маркетинга.

Для того что бы материал был структурирован и была возможность комфортного поиска информации, все тезисы будут поделены на несколько блоков:

  • общие понятия и термины;
  • поисковые фразы/ключевые слова;
  • технические термины;
  • маркетинговые и поведенческие термины;
  • текст/контент;
  • прочее.

Как видно из основных блоков, материала действительно много, но изучив его однажды все становиться гораздо понятнее, а значит – меньше шансов запутаться в лабиринтах терминов, пропустив важное и распыляясь на менее критичные моменты.

Приступим к погружению в мир жаргонизмов!

Общие понятия и термины.

SEO (аббревиатура от Search Engine Optimization) — меры, направленные на увеличение видимости сайта в поисковых системах по целевым поисковым запросам. Если дословно: оптимизация под поисковые системы.

Релевантность — смысловое соответствие результатов выдачи запросу пользователя. В классическом понимании это степень соответствия найденного документа или набора документов информационным нуждам пользователя.

Факторы ранжирования — параметры алгоритма поисковиков, основываясь на которых определяется позиция заданного документа по запросу в определенном регионе для пользователя. 

Внутренняя оптимизация — комплекс работ внутри сайта, направленных на улучшение его индексации поисковиками. Т.е это все изменения, которые можно проводить на самом сайте для того, чтоб повысить его позиции в поисковой выдаче (допустим менять текст, корректировать мета теги и т.д)

Внешняя оптимизация — комплекс мероприятий, направленных на улучшение факторов ранжирования, которые определяются поисковыми системами по веб-окружению (сторонним сайтам в интернете). Проще говоря, это те факторы, влиять на которые мы самостоятельно напрямую не всегда можем, допустим размещение ссылок на ваш сайт сторонними площадками, размещение отзывов в рамках других ресурсов и т.д.

Поведенческие факторы — набор характеристик алгоритма поисковой системы, который рассчитывается исходя из поведения пользователей. Фиксируется как поведение пользователей на страницах результатов выдачи, так и поведение на самом сайте и сторонних ресурсах. Анализируется, сколько кликов было на сайт из поиска, какое число страниц посетил пользователь, сколько времени находился на сайте и т.д. Важно понимать, что факторов, которые так или иначе определяются по поведению пользователей на страницах результатов выдачи и на самом сайте – несколько десятков или более, т.е. это понятие включает в себя целый набор оценок сайта.

SERP (серп) — это не то, что обычно на советских гербах изображали с молотом, это всего лишь страница результатов выдачи поисковой системы, т.е. страничка с привычным нам интерфейсом, которая выдается пользователю после того, как он ввел в поисковую строку любой свой запрос.

Фото статьи 2

SERM (серм) — комплекс мероприятий по улучшению репутации бренда или персоны с использованием инструментов поисковой оптимизации (SEO). Если дословно: репутационный менеджмент в поисковых системах. Проще говоря, если на вас навели «порчу» в интернете, разместив кучу негативных отзывов, то данная услуга позволит убрать или вытеснить подобную информацию, заменив её на более положительную. Также, если про вас вообще никто не знает, а образ в интернете нужно сформировать, то эта услуга способствует его становлению.

ТОП (от английского слова «top» — верхняя часть, вершина) — набор наиболее качественных сайтов, как правило — первые 10 штук (первая страница выдачи), по версии поисковой системы.

Интент — потребность конкретного пользователя, набравшего поисковый запрос. У разных пользователей, набравших один и тот же запрос могут быть разные потребности (интенты) и ваша задача удовлетворить на своем сайте эти потребности. Проше говоря, если пользователь ввел в поисковую строку запрос «купить красные тапочки», то он хочет увидеть нас сайте страницу как минимум описывающим все, что возможно про красные тапочки (не синие и тем более белые), их размер, стоимость, регионы доставки, варианты оплаты, сравнение с другими тапочками и возможностью купить их на сайте.

Сниппет (от английского слова «snippet» — отрывок, фрагмент) — блок информации о сайте в результатах поисковой выдачи. Как правило, в сниппете разделяют: заголовок, описание, иконку (favicon), отображаемый адрес документа, дополнительную информацию.

Фото статьи 3

ЧПУ (аббревиатура от Человеко-Понятный УРЛ) — понятный пользователю URL-адрес документа. Под ЧПУ подразумевается так настроенная система адресов на сайте, что пользователю уже после прочтения самого URL понятна тема страницы, которая будет посещена, к примеру https://hotheads.su/nasha-komanda

Фото статьи 4

Поисковые фразы/ключевые слова

Целевой поисковый запрос — фраза, которую преимущественно используют пользователи, которые после попадания из поиска на сайт способны выполнить поставленную перед проектом цель. Т.е. это такой запрос, по которому пользователь может решить свою задачу на конкретном сайте.

Семантическое ядро — набор целевых поисковых запросов, по которым продвигается или планируется к продвижению проект.

ВЧ / СЧ / НЧ / мНЧ – похоже на сокращение из области физики или химии, но на самом деле все проще – это высоко-, средне-, низко- и микронизкочастотные запросы. Фразы с различной частотой в заданной тематике для раскрутки сайта.

Брендированные ключевые фразы – слова или словосочетания, связанные с названием бренда. С их помощью сайт может легко занять ТОПовые позиции по такому запросу. Конкуренты также могут воспользоваться этой лазейкой для саморекламы за ваш счет. В этом случае стоит использовать фразы в связке с брендированными запросами.

Длинный хвост (Long Tail) – понятие не относится к животному миру, но помогает продвинуть сайт в ТОП так же, как коты набрать просмотры на YouTube. Этот тип низкочастотного запроса содержит несколько уточняющих слов.

Кластеризация – как и в других сферах, позволяет сгруппировать по смыслу различные элементы. В нашем случае – ключевые фразы. Важно, чтобы внутри кластеров были максимально похожие по смыслу слова, которые можно продвигать на одной странице. Сделать это помогают SEO-инструменты, например, Serpstat.

Текстовая аналитика – метод, помогающий решить множество SEO-задач: сформировать ТЗ копирайтерам, провести анализ основных ключей, расширить семантику, улучшить метатеги и т.д. Автоматизация этого процесса снижает трудозатраты SEO-специалиста.

Технические термины

Зеркало сайта — полная копия сайта, расположенная на другом полном доменном имени, к примеру www.hotheads.su и hotheads.su.

CMS (ЦМС) — система (программа), которая используется для создания, размещения и редактирования содержимого интернет-сайта. Дословно: система управления контентом.

Мета-теги и теги страниц — чаще всего состоят из описания, которые размещены в коде каждой страницы сайта, предназначенные для уточнения содержимого на конкретной странице. Большинство из них не отображаются для пользователей на странице напрямую, но могут сказываться на её индексации поисковыми системами или поведении браузера.

Robots.txt — текстовый файл, который содержит директивы, указывающие поисковым роботам особенности индексации сайта. Файл располагается в «корне» сайта и содержит указания для поисковых систем, такие как: запрет или разрешение на индексацию документов, основное написание доменного имени, рекомендованные паузы обращения к серверу и тому подобные.

Доменное имя – ничего особенного, просто адрес сайта. Если бы его не было, то пришлось бы запоминать сложный IP-адрес. Желательно, чтобы домен был понятным и лаконичным, содержал название бренда или ключевое слово. Также отображается в поисковиках:

Фото статьи 5

Капча – многих раздражающий, но эффективный тест для защиты от спама и кражи персональных данных пользователей. Вы можете его вспомнить по «отметьте все картинки со светофором» или «нажмите на все изображения велосипеда».

Title и Description – метатеги, привлекающие внимание пользователей. Первый используется как заголовок и располагается наверху страницы в сниппете. Description содержит краткое описание страницы сайта.

Редирект – способ для автоматического перенаправления пользователей с одного сайта на другой или на страницы в пределах одного ресурса. Редирект часто используют при создании новой версии страницы для сохранения прежнего трафика и позиций.

Sitemap.xml – своеобразная карта сайта, необходимая поисковым системам для индексации. Она помогает поисковым роботам быстрее и эффективнее изучить объем страниц и файлов вашего ресурса.

Хлебные крошки – примерно как в сказке братьев Гримм, ориентируют пользователей по категориям на сайте. Улучшают легкость восприятия и внутреннюю оптимизацию. Качественная навигация должна соответствовать дизайну сайта.

Скорость загрузки – время, необходимое для загрузки HTML, изображений, файлов и выполнения скриптов. Напрямую влияет на удобство использования сайта. Хорошо, когда страница загружается не дольше 3 секунд.

Маркетинговые и поведенческие термины

Яндекс.Метрика – сервис, анализирующий поведение пользователей и собирающий информацию о посещениях. В дополнение к нему часто используют Вебвизор, с помощью которого, как в комнате охраны, можно посмотреть видеозапись посещений.

Google Analytics – зарубежный аналог Яндекс.Метрики с более широким списком отчетов. Для наилучшего эффекта используют обе системы в связке. Главное при этом – уметь правильно применять полученные данные.

Сессия – самое страшное слово для студентов и важный показатель для SEO-шников. Показывает, сколько времени пользователь взаимодействует с сайтом и совершает какие-либо действия.

Трафик – число пользователей, посетивших сайт за определенное время. В зависимости от источника бывает органический, реферальный, прямой, социальный и рекламный. Одна и задач внутренней и внешней оптимизации – увеличить органический или поисковый трафик.

Дашборд – сложный для пользователя, но понятный SEO-специалисту инструмент для анализа данных. Содержит графики, таблицы, диаграммы и прочие визуальные элементы, за которыми скрывается полезная информация.

Лид – целевое действие пользователя, свидетельствующее об интересе к товару или услуге. После него посетитель зачастую превращается в клиента. В зависимости от уровня интереса бывают холодные, теплые и горячие, прямо, как пирожки.

CTR – кликабельность сайта в поисковой или рекламной выдаче. На показатель влияют высокие позиции, оптимизированные метатеги и прочие факторы. Чем выше CTR, тем больше заинтересованность у пользователей к проекту.

PPC – способ оплаты рекламы, при котором цена зависит от кликов по рекламному объявлению или баннеру. Основная задача – привлечь посетителей на страницу и довести их до целевого действия, т.е. получить новых клиентов.

CPC – это уже конкретная цена за совершенный переход. На нее влияет конкуренция в нише, показатель кликабельности, время суток, геолокация и другие факторы. Нюансов формирования стоимости полно, поэтому каждый случай индивидуален.

Конверсия – выраженное в процентах соотношение числа пользователей, которые совершили полезное действие, к общему количеству посетителей. К примеру, на сайт зашло 1000 человек и 100 из них сделали заказ или оставили заявку на звонок. В этом случае конверсия будет равна 100/1000 = 10%. К такому показателю, кстати, стоит стремиться.

Контент

Текстовые факторы – параметры контента, влияющие на ранжирование сайта в Яндекс и Google. К ним относятся количество вхождений ключей, длина текста, его соответствие запросам пользователей и др.

Вхождения – параметр, показывающий соотношение ключевых фраз к общему объему текста. Важно, чтобы текст был понятен как поисковым системам, так и людям. Если ключевых слов слишком много, сайт может попасть под санкции и потерять позиции (привет Баден-Баден!).

Вода – показатель наличия в тексте стоп-слов, фразеологизмов, словесных оборотов, фраз, соединительных слов, не несущих смысловой нагрузки. Другими словами, при высоком проценте «воды» текст можно считать бесполезным и искусственно раздутым до нужных объемов.

Спам – чрезмерное употребление в тексте одинаковых и/или однокоренных слов.

LSI-фразы – это слова-синонимы, тематические и околотематические фразы, которые лучше раскрыть текст и повысить его релевантность.

Прочее

Поисковый спам – как и в случае с электронной рассылкой, это попытки обмана, но не пользователей, а поисковой системы. Карается санкциями и фильтрами, которые не дадут набрать сайту позиции.

Черное SEO – темная сторона силы для быстрого захвата позиций в ТОПе выдачи. Верный путь к попаданию под фильтры Яндекс и Google.

Индексирование – сбор, проверка и внесение информации о сайте в базу поисковиков. За процесс ответственны специальные алгоритмы, учитывающие качество контента, доступность ресурса, скорость загрузки и пользу для людей.

Социальные сигналы – информация из социальных сетей, собранная и используемая поисковыми системами для ранжирования. Это могут быть лайки, репосты и т.д.

Выводы

Жаргон SEO-специалистов – тот еще микс из терминов и их русскоязычных вариаций, понять который без словаря довольно сложно. Поэтому разобрав основные термины, мы надеемся, что в будущем вы избежите трудностей перевода и начнете понимать, о чем они там говорят в рабочем чате.
Давайте познакомимся ближе
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных.